Размещенный в майские праздники на сайте министерства проект
техрегламента вызвал протесты автомобилистов. Он запрещал ввоз
праворульных машин и обязывал русифицировать интерфейс бортовых
компьютеров (у импортируемых машин — сразу после вступления документа в
силу, у остальных — к 2013 г.). Также проект предлагал запретить
установку на внедорожники «жестких металлических конструкций» (т. н.
«кенгурятников»), кроме решеток на фары весом не более 0,5 кг. Конструкция автобусов и специальных машин, ввозимых в Россию, по проекту должна предусматривать установку системы навигации «Глонасс».
Сейчас техрегламент находится на рассмотрении правительства, которое должно его принять ориентировочно в сентябре, говорит представитель Минпрома. Но из документа уже вычеркнут запрет на ввоз праворульных машин,
сообщил чиновник, знакомый с ходом работы над техрегламентом. Впрочем,
еще в конце мая первый вице-премьер Игорь Шувалов публично пообещал,
что «запреты на эксплуатацию или ввоз средств с правым рулем введены не будут».
Требование о подготовке ввозимых машин для установки «Глонасс»
коснется только общественного транспорта, а никак не легковых машин,
рассказал «Ведомостям» представитель секретариата Шувалова.
По оценкам компании «Владвнешсервис» на основе статистики таможни, в
2008 г. импортировано 2286 автобусов — около 0,01% всего
количественного импорта машин. Обязательную русификацию компьютеров
импортируемых машин решено отодвинуть на 2011 г., сообщил представитель
секретариата Шувалова, а вот запрет на «кенгурятники» остался и вступит
в силу вместе с техрегламентом.
Пока идет работа над итоговым текстом документа, Федеральная
антимонопольная служба (ФАС) успела признать проект техрегламента не
соответствующим закону о защите конкуренции. Проверить документ на
соответствие законодательству попросила организация автомобилистов
«Свобода выбора», говорит замначальника управления ФАС Сергей Абышев.
«В целом текст содержит все признаки препятствования выходу на рынок
новых игроков» — таков вывод службы. Например, техрегламент
ограничивает обращение определенных автомобилей, говорит Абышев,
вводится «открытый» список документов на сертификацию, хотя он должен
быть закрытым. «Если техрегламент будет принят в редакции, которую мы
проверили, ФАС возбудит дело по факту нарушения регламентом закона», —
предупреждает он.
Текст документа на соответствие законодательству проверил Минюст и
он согласовал проект, уверяет представитель Минпрома, а редакция,
которую проверил ФАС, возможно, устарела. Дело не в редакции, а в сути
документа, возражает лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков:
«Из чисто технического документа он стал рыночным регулятором,
защищающим российский рынок от импортных машин».
Ремарка: в Евросоюзе продажа автомобилей,
оснащенных металлическими дугами безопасности, запрещена с 2005 г.
Основная причина — опасность, которую «кенгурятники» представляют при
наезде на пешехода или велосипедиста (в 2000 г. в ЕС было зафиксировано
около 2000 смертельных случаев).
|