Принятые
органами внутренних дел меры по обеспечению безопасности дорожного
движения способствовали тому, что в течение последних шести лет в
Российской Федерации отмечается последовательное сокращение
дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших в них людей.
В то же время
использование методов и форм влияния на обстановку с аварийностью,
ориентированных на широкое применение мер административного
воздействия, к кардинальным изменениям не привело. Сложившаяся практика
не находит понимания у участников дорожного движения и приводит к
обострению отношений между ними и сотрудниками милиции, порождает
жалобы и негативные публикации в средствах массовой информации.
Деятельность
сотрудников дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД России не
нацелена на обеспечение бесперебойного и безопасного процесса дорожного
движения, оказание помощи его участникам. Не налажено должного
взаимодействия с общественными объединениями.
Недостаточный
уровень профессиональной подготовки, индивидуально-воспитательной
работы, контроля за несением службы предопределили возросшее число
должностных правонарушений, совершенных сотрудниками Госавтоинспекции
МВД России. Выявленные контрольно-профилактическими подразделениями и
службой собственной безопасности негативные факты в деятельности
Госавтоинспекции МВД России не предаются широкой огласке.
Проявляется
медлительность в реализации положений Концепции развития и
совершенствования деятельности Государственной автомобильной инспекции
Министерства внутренних дел Российской Федерации на период 1998-2005
гг.
В целях
устранения имеющихся недостатков в деятельности органов внутренних дел
по обеспечению безопасности дорожного движения, повышения ее
эффективности - приказываю:
1.
Считать главной задачей Государственной автомобильной инспекции
Министерства внутренних дел Российской Федерации на текущий период и
ближайшую перспективу защиту законных прав и интересов участников
дорожного движения.
2. Установить, что основанием для остановки транспортных средств сотрудниками милиции являются:
- нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
- наличие
данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к
совершению дорожно-транспортного происшествия, административного
правонарушения, преступления;
- нахождение
транспортного средства в розыске, а также наличие данных об
использовании транспортного средства в противоправных целях;
- необходимость
опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения
дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения,
преступления, очевидцами которого они являются;
- выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
- необходимость
привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи
другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
- проверка
документов на право пользования и управления транспортными средствами,
а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только
на стационарных постах дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД
России, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
Остановку транспортных средств в иных случаях расценивать как нарушение служебной дисциплины.
3.
При обращении к участнику дорожного движения сотрудник милиции должен
представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность,
специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки
транспортного средства. В случае обращения гражданина сотрудник,
выполнив те же требования, обязан принять меры по оказанию
непосредственной помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда
следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
4.
При привлечении к административной ответственности за нарушение правил
дорожного движения сотрудник милиции обязан разъяснить нарушителю
права, предусмотренные законодательством: знакомиться с материалами
дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять
ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью
адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами
переводчика, если не владеет языком на котором ведется производство;
обжаловать постановление по делу ( статья 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
5.
Установить, что контроль за соблюдением водителями транспортных средств
правил дорожного движения в системе органов внутренних дел Российской
Федерации является исключительной компетенцией сотрудников
Госавтоинспекции МВД России и участковых инспекторов милиции.
Сотрудники
других служб милиции могут осуществлять указанный контроль в случаях
введения в действие специальных планов, а также выполнения совместно с
сотрудниками Госавтоинспекции МВД России задач, связанных с
обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, по
решению руководителя органа внутренних дел.
6.
Запретить сотрудникам дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД
России проверку содержания окиси углерода в отработавших газах
двигателя, а также технического состояния транспортных средств,
прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр.
7. Министрам, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации:
7.1.
Обеспечить в течение месяца оснащение служебных помещений, контрольных
постов милиции, стационарных постов и патрульных автомобилей
дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД России информационными
средствами, содержащими сведения о дислокации подразделений
Госавтоинспекции МВД России, номерах телефонов дежурных частей.
Организовать с
использованием средств массовой информации разъяснение участникам
дорожного движения их прав и обязанностей, порядка обжалования
неправомерных действий должностных лиц Госавтоинспекции МВД России.
7.2.
Активизировать совместную с общественными объединениями работу среди
населения по профилактике дорожно-транспортных происшествий и
укреплению дисциплины участников дорожного движения.
Организовать
проведение ежеквартального мониторинга общественного мнения участников
дорожного движения, а также сотрудников подразделений Госавтоинспекции
МВД России, результаты которого использовать в деятельности по
укреплению законности и дисциплины среди сотрудников Госавтоинспекции
МВД России, усилению профилактической работы с участниками дорожного
движения.
7.3.
Привести в третьем квартале текущего года штаты
контрольно-профилактических подразделений ГАИ МВД, ГУВД, УВД субъектов
Российской Федерации в соответствие с приказом МВД России от 4 декабря
1995 г. N 456 дсп, обеспечить их комплектование наиболее
подготовленными сотрудниками, предусмотреть целевое выделение
автотранспорта и технических средств контроля.
7.4.
Рассмотреть до 1 сентября 1998 года целесообразность функционирования
существующих стационарных постов дорожно-патрульной службы
Госавтоинспекции МВД России, в первую очередь на федеральных
автомобильных дорогах, и принять меры к сокращению их количества.
7.5.
Внести в третьем квартале текущего года на рассмотрение органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения:
- о приведении
штатной численности Госавтоинспекции МВД России в соответствие с
нормативами, объявленными Указом Президента Российской Федерации от 12
февраля 1993 г. N 203;
- о запрещении
выставления на автомобильных дорогах контрольных постов, функции
которых выходят за пределы правоохранительной деятельности.
7.6.
Довести до сведения сотрудников органов внутренних дел положения
настоящего приказа, а от сотрудников Госавтоинспекции МВД России
принять в третьем квартале 1998 года зачеты.
8. ГУГАИ МВД России (Федорову В.А.):
8.1.
Обеспечить сопровождение проекта Положения о Государственной
автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской
Федерации в инстанциях.
8.2.
В течение двух месяцев после утверждения Положения о Государственной
автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской
Федерации разработать проекты положения о Главном управлении
Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел
Российской Федерации, его структуру и штатное расписание, а также
типовых положений об управлении (отделе) Государственной автомобильной
инспекции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, об отделе
(отделении) Государственной автомобильной инспекции УВД, ОВД городов,
районов, районов в городах и их типовых штатных расписаний.
8.3.
Подготовить до 1 сентября 1998 года проекты Наставления по
дорожно-патрульной службе Государственной автомобильной инспекции
Министерства внутренних дел Российской Федерации и Наставления по
техническому надзору Государственной автомобильной инспекции
Министерства внутренних дел Российской Федерации.
8.4.
Подготовить до 1 января 1999 года проекты Инструкции по организации
работы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних
дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения
и Наставления по службе организации движения и дорожной инспекции
Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел
Российской Федерации.
8.5. Внедрить в трехмесячный срок систему обратной связи Госавтоинспекции МВД России с участниками дорожного движения.
8.6. Подготовить в четвертом квартале 1999 года предложения по изменению ГОСТа Р 50574-93
"Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных и специальных служб.
Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные
световые и звуковые сигналы. Общие требования".
8.7.
Разработать до 1 ноября 1998 года программу оснащения подразделений
дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД России
контрольно-измерительными приборами.
8.8.
Совместно с Госкомсвязи России изучить вопрос выделения единого
телефонного номера для дежурных частей Госавтоинспекции МВД России.
8.9. Проработать до 1 января 1999 года вопрос о введении безналичной оплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения.
8.10.
Подготовить до 1 июля 1998 года проект Положения об Общественном совете
Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел
Российской Федерации.
9.
ГУГАИ (Федорову В.А.), ГУМТиВС (Коржову В.М.) МВД России представить до
1 сентября 1998 года новые образцы форменного снаряжения и
отличительных знаков для сотрудников Госавтоинспекции МВД России.
10. Считать утратившим силу пункт 8.2
Наставления по дорожно-патрульной службе Государственной автомобильной
инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 1 к приказу МВД России от 10 января 1994 г. N 6, зарегистрированному в Минюсте России 31 января 1994 г. N 474).
11. Считать утратившим силу указания МВД России от 31 июля 1996 г. N 1/13366, от 6 августа 1996 г. N 1/13413,
от 6 ноября 1996 г. N 1/18416, от 19 ноября 1996 г. N 1/19231, от 12
декабря 1996 г. N 1/20614, от 24 декабря 1996 г. N 1/21318, от 6 января
1997 г. N 1/167, от 27 марта 1997 г. N 1/5307, от 28 июля 1997 г. N
1/12100, от 1 октября 1997 г. N 1/13303.
12. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра генерал-полковника милиции Латышева П.М.