Едва ли найдется кто-нибудь, не слыхавший, что "автоматы
тупые". Легко проследить истоки этого мнения. Во-первых, каждый из нас
ездил в качестве пассажира на автобусах "ЛИАЗ-677", которые до сих пор
ходят по улицам российских городов. На этих автобусах стоит
автоматическая коробка передач, скорости в которой переключаются
настолько медленно, что несчастный мотор успевает выразить свой
отчаянный протест жутким визгом. На этих машинах стоят коробки-автомат,
мало чем отличающиеся от тех, которые применялись еще на FORD-T.
Во-вторых, обратившись к авторитетам вождения - гонщикам, слышим: да, с
автоматом динамика похуже. И, наконец, читаем техническую
характеристику и видим то же самое. Автоматы тупые.
А теперь
давайте задумаемся. Для чего на машину ставят автоматическую коробку?
Если для получения плавности разгона, то кого волнуют лишние две-три
секунды, уходящие на набор "сотни"? А если только для облегчения
управления, то разница в динамике будет не в пример скромнее - менее
секунды. Оцените свое водительское мастерство и скажите, хватит ли
вашей квалификации, чтобы реализовать - с учетом времени сброса
оборотов при переключении передач - лучшие разгонные свойства
механических коробок.
Еще говорят, автомат пагубно сказывается на проходимости автомобиля. И
это не так. Именно потому, что "завязнуть по уши" с автоматом сложнее -
как раз за счет того, что он позволяет плавно, без рывков двигаться.
Если вы все-таки застряли на автомате, то помните: машину нельзя
"раскачивать" так, как вы это делаете с "механикой", - можете загубить
коробку.
Вы должны поставить рычаг управления коробкой на низшую передачу и,
пользуясь педалью газа как сцеплением, попробовать выбраться.
Блокировать переключение на повышенные передачи необходимо потому, что
коробка-автомат - это механизм с заданной программой, по которой
практически при каждом сбросе педали газа будет происходить
переключение передачи на следующую. Выбраться из ямы с автоматом будет
посложнее, но и застрять, уверяю вас, тоже.
Говорят, у автоматических коробок есть еще один недостаток - сложности
с торможением двигателем. Да, это было - на первых коробках, которые
были сконструированы в основном для удобства управления автомобилем.
Найти такой раритет надо еще постараться. У коробок последнего
поколения такого недостатка нет: они способны не только переключать
скорости вниз при движении "накатом", но даже подстраиваться под вашу
манеру езды при разгоне.
У современных коробок есть и переключатели дополнительных режимов.
Например, у BMW есть как "спортивный" режим, при включении которого
передачи становятся более "длинными", так и "зимний", при котором
трогание с места происходит с третьей передачи, и это облегчает езду по
скользкой дороге или в глубоком снегу. Для наших российских условий
вещь очень полезная, к тому же при езде накатом происходит отчетливое
торможение коробкой. А в сочетании с АБС езда на таком автомобиле
превращается, поверьте, в настоящее удовольствие.
Многие полагают автомат коробкой для бестолковых. Это, конечно,
неправда. Просто эта коробка - другая. И управляется она не специальным
рычагом, а педалью "газа". Что же до остального, то все остается
по-прежнему: нужно чувствовать "характер" коробки и соразмерять с ним
свои действия. Зная, например, что при быстром обгоне автомат "думает"
примерно одну секунду после нажатия вами педали газа, какую передачу
ему включать, вам надо немного раньше "давить на гашетку". Кстати, в
подобном случае и с механической коробкой вы задумываетесь, и вас это
не смущает.
Поговорив о предрассудках и "недостатках", надо сказать главное: в
городском потоке ездить на автомате - легко и просто. Чтобы понять всю
прелесть, надо просто проехать несколько десятков километров.
В целом, мир автоматических коробок очень разнообразен. Конкретное
исполнение зависит от того, какие требования предъявили создатели к
своему автомобилю, какие его качества посчитали главными, а какие -
второстепенными. Есть очень "мягкие" и соответственно "тупые" автоматы
(Cadillac,Lincoln), но есть и весьма динамичные (BMW, Mercedes,
Ferrari). Сегодня еще встречаются коробки, управляемые гидравликой, но
все чаще используют электронику, а то и вовсе процессор.
Доказательством того, что автомат не так уж плох, можно рассматривать
тот факт что Феррари на свой автомобиль 456 GT с 1997 года будет
ставить как механическую коробку, так и коробку-автомат.
Неблагоприятные режимы:
- езда на "холодной" коробке на расстояния до 8 км;
- буксировка прицепов и автомобилей;
- езда по слабонесущему грунту или по снегу с частым продолжительным буксованием и сменой режимов движения;
- длительное движение в пробках в сочетании с попытками резкого старта или увеличения скорости ("рывки со светофоров").
Рекомендации по зимней эксплуатации:
- Прогревайте перед началом движения не только двигатель, но и коробку.
Для этого: удерживая машину на месте рабочим и стояночным тормозами,
переведите рычаг селектора в положение D(OD) на 10-15 секунд и слегка
увеличьте обороты двигателя (до 1300-1500). Потом включите нейтраль и
сделайте полминутный перерыв. Всю процедуру повторите еще один или два
раза.
- При езде по тяжелой дороге или при буксировке выбирайте режим L (1).
Перед включением заднего хода в течение 3-5 секунд подержите селектор
на нейтрали (N), а трогайтесь через 3-5 секунд после установки рычага
селектора в нужную позицию.
Редакция благодарит фирму ТахоТансмишн, (095) 214-3822, за помощь в подготовке материала.
"Автоматчики"
Олег Командышко, банковский работник, ездит на Volvo 460 с
автоматической коробкой, поделился с "Автопилотом" своими
впечатлениями:
"Первый раз я проехал с автоматом уже будучи опытным водителем с
семилетним стажем. Ощутил тогда просто полный кайф. Легко, удобно,
быстро. Сидишь и отдыхаешь.
В городе автомат дает мне как занятому человеку массу преимуществ -
правая рука свободна (только дворники включать), можно говорить по
телефону, писать, с девушкой общаться... да мало ли что. И устаешь
гораздо меньше.
Вы говорите, труднее обгонять? Ничего подобного. Предрассудок.
Вольвовская коробка позволяет прямо на ходу в любой момент переключать
ее с режима "Drive" на третью передачу и даже, если скорость меньше
сотни, на вторую. То есть полная свобода действий.
Второй плюс - зимой. У моей коробки нет специального зимнего режима, но
все равно: отпустишь тормоз - и потихонечку-потихонечку выбираешься из
любого заноса. Никакая раскачка не нужна. У въезда в наш двор горка:
соседи ревут, жгут сцепление, а я спокойно так заезжаю.
Насчет бензина? 50-литрового бака хватает километров на 450 - в городе.
Есть у нас один с таким же 2-литровым мотором и механической коробкой.
Так у него расход больше.
А за городом разницы между механикой и автоматом просто нет. У меня
четырехступенчатая коробка, но даже когда еду 170-180, необходимости в
пятой передаче не чувствую: тихо, только ветер свистит.
Кстати, автомат не только для деловых людей. Новичкам - моей жене,
например - с такой коробкой гораздо безопаснее. Когда тормозишь перед
светофором, она сама постепенно переходит с высшей передачи на низшую.
То есть подтормаживает двигателем, а ты при этом не должен ни сцепление
жать, ни ручку дергать".
Но не только в этом прелесть автомата для начинающих, в частности для
женщин - вечных новичков. Про свою "Мазду" с автоматической коробкой
рассказывает Люба Бывалькевич, руководительница департамента
социального развития нашего издательского дома.
"Самое главное - с такой коробкой я всегда могу держать руль двумя
руками, так любой женщине гораздо спокойнее. А возможность болтать по
телефону тут ни при чем, все равно я на ходу никогда не решусь.
Мне очень понравилось ехать с автоматом после большого перерыва: так бы
я боялась, вечно скорости путаю, а с ним - ничего не надо переключать,
совсем не страшно.
Машина с автоматом никогда не глохнет. Для меня это очень важно:
сколько ни учусь, все равно трудно трогаться со светофора, если дорога
в гору. А тут отпустила тормоз - машина стоит, никуда не скатывается.
Немножко газа - и поехала.
И вот еще что очень здорово: если рычаг стоит не на Parking, а в
каком-то другом положении, машина ни за что не заведется. А с
механической коробкой она у меня вечно прыгала вперед или назад".